Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Родственные сайты
Мы пробудились! Probudilis.ru РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ. ЗДРАВОМЫСЛИЕ - Агенство Независимых Новостей - RodoNews.Ru Сайт Русь изначальная поможет узнать о наших предках - ариях, о правящих царских династиях, о культуре славян, их преданиях, сказках и легендах РАДИО НАСЛЕДИЕ - Radio-Nasledie.Ru www.svitovit.info - возрождая Семью Первая Екатеринбургская община староверов Славянская энциклопедия Сайт о славянском творчестве Возрождение Ведической Культуры Славяно-Ариев  Внуки Сварога Видеоуроки Асгардского Духовного Училища Древо Рода Гипотезы и Факты АВЕГА. Соль знаний несущий Славяно-Арийские часы Славянское новостное сообщество http://rod_vera.blog.tut.by/ Славянск­ий информацио­нный сайт ПЕЛАГЕЯ Культура славян  Родолад К Страннику Школа древнерусской воинской культуры «РУСИЧИ»     Содружество Славянских Сайтов, Славянская Поисковая Система - RodRus

Главная » 2012 » Апрель » 10 » Боги и герои
14:19
Боги и герои



Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. Я даже не буду смеяться над этим.


И тем не менее в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:


1) Стрый – отцов брат, дядя по отцу;


2) Стрыти, стрывати – стирать, сокрушать;


3) Стрела – копейцо, пускаемое с лука.


Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: стремительный и быстрый, стрела и стремление, пространство и страх.


Согласно народным верованиям:


1) Ветры – Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;


2) Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;


3) Стриж – птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.


Я бы сюда еще добавил слова настоящего времени "стриптиз"

(striptease - от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease -дразнить), "стрижка", "стригун" (лишай), ну или "стрингер"-продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми.

Вот эта игра словами (корневой их частью) натолкнула меня на мысль написать об этом статью, чтобы, наконец, уяснить, что занимаясь такими передергиваниями мы не подтверждаем сути явления, а лишь говорим о богатстве нашего языка, что может служить величиной значимости его для нас и всего рода человеческого, но ни как не подтверждением наших домыслов.


Вернемся к "нашим баранам. Российский лингвист О.Н. Трубачев в свою очередь считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).


Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":

"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

И вероятнее всего данная фраза натолкнула на мысль исследователей 19 в. истолковать Стрибог, как «старый бог» — дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый — «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др. — инд. pitşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως — то же, д.-в.-н. fatureo — то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter, «кузен, двоюродный брат». Сюда же относят древнерусское собственное имя Строй (Фасмер; Трубачев, 2006, с. 79–81).


Академик Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (бог-отец)… Род (рождающий) — эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах» (Рыбаков, 1981; также см. Гаврилов, Наговицын, 2002, с. 377–382).


По мнению индоевропеиста Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть dievas заменилась на иранское baga (праслав. bogъ). Индоевропейское pater перешло у славян в "стрый". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов Отмечают, что «в древнерусской традиции Стрибог(ъ) представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции, связанные с некоторыми природными явлениями».


Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский . Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.


Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он наполнил ветром паруса. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: 

Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.


Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны. 


И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".


Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго – с ветром". В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их. Получается что Стрибог просто расширяет функции Дажбога.


Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под" .


Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия.


Может нам что-то прояснит отражение Стрибога в христианской литературе св. Касьян. В описании этого святого мы видим много мифологизированных образов. О том как скованный и плененный он вырывается на свободу и при этом освобождает 12-ть(?) прикованных посреди океана к скале ветров.


Одна из характерных особенностей народного образа св. Касьяна - губительный взгляд. Ничего нового.

Русские поговорки: "Касьян на скот взглянет, скот валится"; "Касьян на что ни взглянет — все вянет"; "Касьян на народ — народу тяжело"; "Касьян на траву — трава сохнет"; "Касьян на скот — скот дохнет". В некоторых местах ему приписываются тяжелые веки, ресницы достигают колен. Двадцать девятого февраля нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай.

Многие исследователи упоминают о том, что у Стрибога суровый взгляд, что в свою очередь роднит его с Вием - охранником мертвого царства. И тут стоит обратить внимание на то, что индоевропейские представления о Ветре часто помещают его в различные пропасти, ямы и пещеры. Такова, например, греческая Эолова пещера - подземное жилище ветров. Южных славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.


По мнению Г.А. Глинки Стрибог «божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие».

Я. Е. Боровский считает «Стрибога божеством ветра, бури, урагана и вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира».

А.А. Ишутин отмечал тот факт, что «Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш. strumen, пол. strumyk ‘ручей’, англ. stream ‘поток’, storm ‘буря’, нем. streben ‘стремиться, добиваться’». «что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в Житомирской области) и речки Strzibog в Польше». У Стрибога как и у греческого его аналога (Кроноса) много детей. Вспомните как его описывал отзывался А.С.Пушкин «Тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Тут тебе и море, и ветер и старый дядька. К стате "дядькой" в древности на Руси называли того, кто воспитывал юношей, воспитатель. Как правило, это был ведун (знающий законы природы, силы и пр.)


Мнение же других исследователей сводится к тому, что Стрибог исконно славянское божество, которое означает – «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Хотя последующее описание его "подвигов" никак не подтверждает это. Нельзя быть полезным, все разрушая.


Еще в XIX веке, на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)


Старикам помогали дети такой песней-молитвой:

Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Кроме этого из топонимики известно много названий, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.


Вместе с тем в Польше имеется название населённого пункта близ Скерневиц Strzyboga, что делает сомнительным предполагаемое Фасмером и Трубачёвым заимствование из древнеиранского Srobaza — «возвышенный бог». «Это имя толковалось как исконнослав. — "устроитель добра" — и сближалось со strojiti (см. строить)… Но от striti ожидалось бы striibogb» (Фасмер). Г. Ловмянский (2003), правда, сомневается и в связи Strzyboga с именем божества, указывая на отсутствие притяжательной формы. Однако насколько она обязательна? Как топоним мог меняться во времени? Вот почему такой довод кажется не очень убедительным. Слова в русском языке имеющие корень "стр" настолько многообразны и разноплановы, что притягивать их к Стрибогу это сплошное шулерство.


Праздники - данный раздел я просто передрал из инета, так как не вижу смысла все это писать своими словами


"В Лета Вращении (Кологоде) выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:

1) Стрибожье Зимнее — день Стрибога-Весновея — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
2) Стрибожье Вешнее — день Стрибога-Ветренника — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул — теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
3) Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».
4) Стрибожье Осеннее — день Стрибога-Листобоя — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны".
Подводить итог сути данного божества не составит труда, он выразится всего не более чем в двадцати строчках.

Стрибог это суть расширения функций более древнего божества Дажбога и заключается во владении ветрами и как следствие покровительство морякам. Именно морякам, а не идущим на стругах и ладьях по рекам. В девятидневной недели(которую впрочем нынче в расчет брать вообще не пристало) он соответствует шестому дню, когда в семидневной недели на этом месте находится Купало. И если предположить, что суботу (именно одно "б", так как "шаббат"- это просто чистота) это старославянский день, день всеобщей чистоты (убирают в доме, на дворе и ходят в баню), то Купало тут как-то более к месту. Этот день никакого отношения к прочим не имеет, это день исконо наш.


Вот и все, пожалуй, более сказать про данное божество и нечего. Оттого не вижу ни его самостоятельности ни его особой значимости. Бог скучный и однозначный даже исследователи более спорят о том, что значит само название, чем о его сути. Неоязычники и те не очень утруждают себя в этом.


В книге "Свято - Русские Веды. Книга Коляды и Книга Велеса" А.И. Асова данного божества нет. А в иных - вскользь.


в книге "Родные боги" Велеслава - его нет, в книге Хиневича А.Ю. "Славяно-арийские Веды. Инглизм" о нем 10 строк.



Будьте здоровы живите богато!


Просмотров: 588 | Добавил: zaryana | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Праздники славян
Московское время
Архив записей
Друзья сайта
  • Форум Краснодарской общины "Славянский искон"
  • Погода
    Наш баннер
    Код баннера
    Наши партнёры

    Copyright MyCorp © 2017